В Туле, как городе старинном и древнем, по летописи она старше г. Москвы на год, было построено и сохранилось до наших дней множество храмов.
Тула имеет и древний Кремль, который в 1514-1520 гг. стал каменным. В нём была вначале деревянная церковь, а со временем было построено несколько каменных храмов. Один из них стал кафедральным собором летним (1762-1766 гг.) в честь Успения Пресвятой Богородицы, а другой - зимним (1855 - 1862 гг.) в честь Богоявления. После революции в 20-30-е годы почти все храмы в Туле , в том числе и в Кремле, были закрыты и богослужения в них не совершались. С 1944 г. кафедральным собором Тульской епархии стала Всехсвятская церковь, которая находится на территории кладбища. Возникновение особых больших кладбищ в городе Туле напоминает собой страшный 1771 год. Моровая язва, эпидемия чумы, пронеслась тогда по многим губерниям центральной России, захватив Калужскую, Московскую, Владимирскую и Тульскую губернии. Люди во множестве умирали, города пустели. И только заступничеством Богоматери, через Её прославившийся образ "Боголюбивая", наша губерния избавилась от этой страшной беды. И благодарные предки построили храм в честь этого прославившегося образа. Для захоронения великого множества умерших был издан указ "о не хоронении при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях и о построении там кладбищенских церквей". Такие места в 1772 году были отведены: одно - на посадской (вне города, где садили и сеяли), другое на оружейной стороне. "На первый случай" была построена деревянная церковь в честь Всех Святых и кладбище стало именоваться Всехсвятским.
На открытом в 1771 г. вне города ( «на посаде» ) кладбище была построена в 1773 г. деревянная церковь, которая в 1776 г. была заменена каменным храмом во имя Второго Пришествия с приделами во имя Лазарева Воскрешения (в левой стороне) и в честь Всех Святых (правый придел). Стараниями тульских купцов Герасима Степановича Сушкина, Ивана Афанасьевича Герасимова и Никифора Девяткина в 1776 г. началась постройка каменного храма. Строительство продолжалось 49 лет - с 1776 по 1825 год.
Нижний храм был построен на средства купцов Ивана Герасимова и Герасима Сушкина, останки которого захоронены в стене центрального храма, где находится мемориальная доска.
Нижний храм имеет три престола: центральный - во имя второго Пришествия Христова (Страшного Суда), северный (левый) - во имя воскрешения праведного Лазаря, южный (правый), где стоял деревянный храм остался именоваться в честь Всех Святых. И в народе и во всех документальных актах сохранилось до сих пор первоначальное название "Всехсвятская церковь". В 1776 году нижний этаж со всеми приделами был построен и 25 июня ст. стиля того же года был освящён.
В 1825 г. было закончено построение величественной трёхъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем (высота колокольни до креста 82 м). Несмотря на то что между началом строительства обоих объектов — церкви и колокольни — прошло более полустолетия (точнее - 57), архитектору-проектировщику Василию Федосеевичу Федосееву, как талантливому зодчему, удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля: характерные портики со спаренными колоннами на углах храма построены зодчим в обоих верхних ярусах колокольни. На собственный капитал церковный староста купец Пирожников на углах первого яруса колокольни 18 августа 1867 г. поставил четыре чугунных фигуры трубящих ангелов, имеющих меру в вышину 4 аршины, отделанных под бронзу, которые и сейчас украшают здание колокольни.
И ещё одна достопримечательность была на колокольне. Церковный староста купец Пётр Прокофьевич Миронов подарил храму колокол весом в 1000 пудов (16 тонн). 21 сентября 1889 года колокол был водружен на 3-й ярус колокольни. До нашего времени этот колокол не сохранился. Где-то в 20е-30е безбожные годы были спилены крепления и колокол всей своей огромнейшей массой снёс всё на своём пути, упал и разбился. До 1972 г. колокольня стояла изувеченная и обезображенная. И только стараниями и большими трудами тогдашнего ключаря протоиерея Льва Махно, она обрела благолепный вид и прекрасное внутреннее обустройство.
По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму второй половины XVIII столетия. Влияние эпохи барокко сказалось в усложнённости церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах в углах здания, в сложной креповке карнизов. Постройка церкви была начата через год после окончания сооружения здания Академии художеств в Петербурге, и на архитектурных формах Всехсвятской церкви сказалось явное влияние выдающегося творения А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота. Бросающееся в глаза взаимное несоответствие монументального основного объёма здания и явно недоразвитого его пятиглавия объясняется тем, что 8 августа 1790 г. обрушился один из пяти венчавших церковь крупного габарита куполов, вследствие чего была произведена реконструкция всего здания. На основании сходства с тульской церковью Рождества Богородицы (Зареченский район) предполагается, что автором нового завершения храма бал тульский архитектор-самородок К. С. Сокольников.
В нижнем храме Второго Пришествия местные иконы были писаны «аттестованным иконописцем и тульским оружейником» Григорием Ивановичем Белоусовым, который, по его собственному выражению, «имел иконописное художество, писанное „из яйца”» (донесение Г. Белоусова Тульской консистории в 1763 г.).
При храме в 1900-м году был образован особый комитет из деловых лиц (светского и духовного сословия) под председательством Воронцова-Вельяминова. Главным делом этого комитета было устройство каменной ограды вокруг Всехсвятского кладбища. В 1906 году ограда была полностью построена.
В 1901 г. Тульская городская дума постановила соорудить на Всехсвятском кладбище храм-усыпальницу во имя Макария Жабынского. К храму предполагалось пристроить два изолированных помещения: для умерших от заразных болезней и для хранения трупов продолжительное время.
26 июля 1902 г. состоялась закладка храма-усыпальницы и всесословной богадельни на юго-восточной стороне Всехсвятского кладбища.
Построены эти здания не были, но до сих пор сохранился котлован на том месте, где планировалось строительство.
Стены нижнего, а затем и верхнего храмов были в 1955-1960 гг. расписаны на библейские и евангельские темы замечательными московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. Художники для стенописи брали лучшие образцы кисти, все сюжеты и орнаменты выполнены на высоком уровне. В 1992-1993 гг. по благословению правящего архиерея митрополита Серапиона, ныне покойного, верхний и нижний храмы были полностью промыты и отреставрированы.
К празднованию 1000-летия Крещения Руси (1988г.) при правящем архиепископе Максиме (Крохе), ныне покойном, крест на колокольне был заменён новым, и крест, и шпиль с цоколем были позолочены.
По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму второй половины 18 столетия.
Из современных кафедральных соборов тульский Всехсвятский является одним из величественнейших произведений искусства, его внутренняя композиция производит незабываемое впечатление торжеством и нарядностью интерьера. Построенный на возвышенной местности, он виден со всех точек города, доминирует на общем фоне города и своей стройной колокольней прекрасно вписался в общую панораму Тулы.
Богослужения в соборе совершаются ежедневно.
Литургия:
будни - 8:00;
выходные и праздники - 7:00 и в 9:00.
Вечерние богослужения - 17:00