| RSS|Главная
Меню сайта
Рекомендуем
Официальный сайт Московского Патриархата
Православие.RU
Богослов.RU
Православный телеканал «Союз»


Сайт Тульской епархии
Синодальный отдел благотворительности
Милосердие.ru
Сайт для людей, готовых помочь
Милодар
Главная » 2018 » Ноябрь » 1 » "Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя". (Николай Васильевич Гоголь)
00:18
"Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя". (Николай Васильевич Гоголь)

31 октября 2018 года. Своими размышлениями о становлении учительского характера, о роли семьи, общества и Церкви в процессе воспитания подрастающего человека делится добровольный помощник Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, учитель математики и воспитатель "Тульской школы с ограниченными возможностями здоровья №4" Людмила Дмитриевна Гашина. ФОТО

"Всё начинается с семьи: и радости, и беды, и заблуждения твои, и первые победы. Прядётся ниточка судьбы в родительском уж доме, каким тебе в дальнейшем быть, в семейном пишут томе".

И по папиной, и по маминой линии в нашем роду все коренные туляки. Своих дедушек я уже не застала, а вот бабушки жили долго.

В семейных хрониках папиных родных сохранилась легенда. Когда-то давно, во времена правления Крымского хана один из его многочисленных сыновей влюбился в прекрасную гречанку из небогатого рода. Хан не позволил сыну жениться на этой девушке, и тогда они ночью тайно бежали из города на лошадях. Им удалось спастись от погони. Молодая пара затерялась в Российских просторах и осела со временем в Туле. Звали того ханского сына Сулим. А моя девичья фамилия - Сулимова.

Я и мои сёстры даже внешне больше похожи на папу. В детстве я была светло-русой, с возрастом волосы начали темнеть. Вообще порода наша такая - женщины будто "консервируются", мало меняются с годами.

У мамы была большая многодетная семья, в которой росли 9 детей. Когда в 1917 году родилась моя мама, её отец вскоре скончался от сердечного приступа. Незадолго до этого умер мамин маленький брат - единственный сын и наследник, все остальные дети были девчонки. Дедушка очень переживал, вот и не выдержало его сердечко. Если бы не Советская власть, вряд ли бы бабушке в одиночку удалось поставить на ноги всех дочерей. Работала она до революции простой закройщицей в ателье.

Мой папа родился в 1911 году. Его семья, тоже многодетная, жила на улице Сакко и Ванцетти Мужчины работали на Оружейном заводе. Дед по папиной линии ушёл из жизни вскоре после окончания войны, в 50-е годы.

Мой отец был предпоследним ребёнком в семье. Его брат Пётр стал летчиком, вернулся героем Отечественной войны. В нашей семье практически все по мужской линии воевали: папа, его брат, мужья маминых сестёр, моих тёток.

С папой вообще интересная история. Он же был партийным, и его оставили работать в подполье на случай, если в Тулу войдут немцы. Папа принимал участие в эвакуации и минировании Патронного завода. Как мы все знаем, Тула выстояла! А папа ушёл воевать, был отправлен на Малую землю. Помните книгу Л.И. Брежнева? Папа занимался обучением новобранцев, доставлял их на линию фронта. Был награжден медалями за свой труд.

Его брат Николай погиб в Ленинграде, сестра Александра была переводчицей и погибла уже на территории Германии. Ещё один брат, мой дядя Панкратий, погиб в крупнейшем танковом сражении Великой Отечественной войны под Прохоровкой. Чтобы уйти на фронт, шестнадцатилетним добровольцем он прибавил себе два года.

"Вновь с боями прошли перевал, но осколок совсем не смертельный... Знаю, выжить мне вновь помогал драгоценный мой крестик нательный".

В моей семье все знают, что папу уберегла на военных фронтах молитва. В его одежду мама зашивала текст 90-го псалма "Живый в помощи Вышняго". Текст этот писали на рубашках, вшивали под этикетки на одежде, также поступали и с нательными крестами.

"Вспоминаю детство безмятежное и лицо небесной чистоты, руки моей мамы нежные, голос папы и его черты. Столько для меня вы в жизни сделали, чтоб смогла я человеком стать..."

Даже в советское время были люди, хорошо понимавшие, что веру оторвать от народа невозможно. И мать, и отец были верующими, оба из верующих семей. Мои бабушки ходили в храм. Несмотря на безбожное время, все дети и внуки были крещены в храме великомученика Димитрия Солунского в младенчестве.

Мы жили тогда у Кировского завода на улице Марата. Я очень хорошо помню тропинку, которая вела к церкви Димитрия Солунского. Крестик раньше нельзя было носить, и мама зашивала крест нам с сёстрами в сорочки.

Папа был председателем Завкома большого Кировского завода, отдавал работе всего себя. Дети партийных работников не могли открыто появиться в храме, поэтому в конце августа нас увозили из Тулы в Серпухов на Причастие. Так это всё в память врезалось, даже сейчас могу рассказать, как в том храме были расположены иконы.

С балкона нашего дома мы смотрели, как женщины в белых платочках и с беленькими узелочками идут в храм. А в узелочке завязаны пасха и кулич для освящения. Наша мама ходила на Пасху в храм ночью, стараясь, чтобы её не узнали. При неблагоприятном раскладе событий отец мог бы остаться без партбилета и без должности.

Наша семья была хлебосольная. 8 ноября в гости приходили мамины сёстры с мужьями и детьми, ведь в день памяти великомученика Димитрия Солунского мы праздновали ещё и День Ангела папы!

Мама и папа были разными по характеру. Папа - деловой и одновременно весёлый, жизнерадостный. Он знал много песен, стихов, играл на гитаре. Очень любил творчество Сергея Есенина. Соответственно, и я выучила стихи нашего великого поэта ещё до школы. Папа легко находил общий язык с моими друзьями, друзьями моей младшей сестры. У нас дома часто собирались большие компании детей и подростков.

Мама: черноглазая, темноволосая, изнеженная, несколько избалованная вниманием и любовью! Мама была очень красивой женщиной. Папа её всегда оберегал, в том числе, и от различных забот. В выходные дни мама даже не заходила на кухню. Таким образом папа давал маме возможность отдыхать от быта. Папа прекрасно готовил и умел печь пироги. В воскресенье мама могла уехать в храм, в субботу - просто почитать книгу.

Когда мы, повзрослевшие, уже замужние дочери, жили с родителями, папа начал приучать своих зятьев к кухне, к ведению хозяйства.

У нас с младшей сестрой сыновья родились с разницей в один месяц, и стирка детских вещей сразу же стала обязанностью наших мужчин. Конечно же, под руководством папы. Наглядный пример заразителен! И вот уже мой взрослый сын с удовольствием проводит время на кухне, как когда-то это делал его дедушка.

Благодарю Бога за свою без малого сорокалетнюю семейную жизнь. Господь послал мне понимающего особенности непростого учительского труда супруга, что называется, мужчину "без претензий". Познакомились мы на катке за два дня до Рождества Христова будучи старшеклассниками. Сразу же понравились друг другу и, как это водится у молодых людей, договорились о новой встрече 6-го января. А дома меня гулять не пустили: навечерие Великого Праздника! Я сильно переживала, пока голубоглазый красавец Василий меня потом каким-то образом не отыскал.

Когда нам было по 19 лет, решили пожениться. Хотя мы - ровесники, Василий всегда был более спокойным человеком, всем своим обликом излучавшим надёжность.

В 24 года у нас родился единственный сын. Муж работал инженером, всегда и во всём помогал мне, гулял с малышом. Однако школьные тетрадки он мне категорически не разрешал проверять дома! У нас на этот счёт даже был заключен "семейный договор": "Работай, сколько нравится, в школе, но домой работу не приноси!". Однажды я нарушила "контракт", так супруг без промедления выбросил тетради в мусоропровод. Больше я домой контрольные не брала.

В 56 лет муж умер. Обвенчаться мы так и не успели. В те времена при моей и его должности это было, к сожалению, невозможно.

"Семья - любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья - опора государства, страны моей, моей России".

Отец оказал на всех нас, 3 дочерей, большое влияние. Основательный подход к делу, ответственность, смирение, терпение и при всём при этом выраженные управленческие и педагогические качества - это его школа. До сих пор мне достаточно войти в класс, просто посмотреть на детей, и всё - все присмирели.

Училась я всегда легко. Мне не нужно было долго заниматься химией, математикой. Достаточно было один раз услышать материал в школе. Что у меня вызывало затруднения - так это языки: русский, немецкий. Так же, как и у папы.

Папа смеялся и говорил, что это наши татарские корни так дают о себе знать.

Мама много занималась воспитанием детей. Она хорошо шила, любила петь. Но нам, её дочерям, это не передалось. Мама говорила нам, что, став домохозяйкой, она сделала свою жизнь не такой интересной, как ей бы этого хотелось. Она и нас воспитывала: учитесь, работайте, совершенствуйте себя.

Мама "подстёгивала" нас в профессиональном росте. Нужно стремиться непрестанно двигаться вперёд. И мы следовали родительским напутствиям, активно продвигались по административной лестнице.

"В Пролетарском районе, заводской где пейзаж, начинался счастливо мой учительский стаж. И вручались награды, мне дарили цветы. Никогда не сжигала за собою мосты..."

В сентябре этого года исполнилось целых 50 лет с того дня, как я впервые пришла в школу учителем! В 22 года я окончила Тульский Педагогический институт и сразу же начала работать. Меня взяли в среднюю школу №61 на должность вожатой. В те времена учителя высоко ценились. Свободных мест практически не было, устроиться учителем в областном центре было не так-то легко. Но поскольку я родилась и выросла в Туле, то решила здесь и остаться. На ту пору я уже была замужем, правда детей ещё не было. Помимо обязанностей вожатой мне дали и совсем немного часов математики, для того чтобы шёл педагогический стаж.

Работа вожатой мне нравилась. Я всегда охотно проводила с ребятами разные мероприятия. В тот год в Туле свирепствовал так называемый Гонконгский грипп. Почему-то болели в основном представители старшего и среднего поколения. Многих учителей-предметников из-за болезни в школе не хватало, и я была вынуждена замещать их. Думаю, что такая "перегрузка" и поставила меня на ноги как учителя. Ежедневно нужно было вести уроки в незнакомом классе, куда ты просто морально была не готова приходить. И тут главное - "удержать" класс, внимание ребят, а потом уже повести их за собой, научить предмету. Это требовало мобилизации всех сил, всего разума, чтобы дети тебя признали!

Стать Учителем - весьма непростая задача. Наверное, Учитель - это призвание, талант. Впрочем, как и в любой другой профессии, существует предрасположенность именно к этому виду деятельности, или отсутствие таковой. Есть же, например, талантливый врач, а есть просто работник. Талантливый учитель чувствует, "ощущает" аудиторию и каждого отдельного ребёнка, умеет управлять педагогическим процессом. В то же время есть учителя, которые не способны к этому: "отбубнил" материал и ушёл. Если человеку что-то Свыше не дано, научить его невозможно.

В нашей семье заложена склонность к наставничеству. Мама ещё до рождения детей смогла получить педагогическое образование. Правда работала она воспитателем в детском садике, да и то совсем недолго, ведь нас у родителей было трое. Мама занималась домом и детьми, поэтому стаж её работы небольшой.

Моя старшая сестра, как и я, - учитель математики, директор школы. Одна из двоюродных сестёр была учителем химии, окончила аспирантуру, работала в Тульском Государственном Педагогическом институте. Её дочь, моя двоюродная племянница, преподаёт русский язык теперь уже в ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Родная племянница - тоже математик, всю жизнь отдала школе. А ещё они вместе с супругом стали известными Тульскими бардами, пишут песни и стихи.

Мой внук - учитель физкультуры, сейчас работает в одной из Тульских школ, внучка трудится психологом в школе-гимназии.

"Когда начальник недалёк, и строит под себя структуру, то странно было б ожидать Божественную партитуру..."

За моими плечами 21 год работы инспектором Отдела образования Пролетарского района г. Тулы. Бесконечные проверки, поиск ошибок и наложение взысканий - вот функциональные действия инспектора. Конечно же, выстраивать отношения с людьми при такой должности было достаточно сложно.

Главное качество, которое мне всегда и во всём помогало - это честность. Когда твои подчинённые понимают, что ты непредвзято находишь какие-то ошибки, недостатки в их работе, но не предаёшь, не обманываешь, тогда (хотя, может быть, поначалу твои замечания и обидными кому-то кажутся) в коллективе наступает фаза осознания и принятия тебя как руководителя. Больше всего на свете я ненавижу подлость, "производственную ложь". До сих пор сразу же перестаю уважать человека, если он говорит одно, а делает другое. Это неприемлемо в любых отношениях.

Наверное, я была достаточно жёстким руководителем, но вместе с подчинёнными я исправляла какие-то огрехи, приводила в надлежащий вид необходимую документацию.

Понимание того, что как инспектор я не только выявляю проблемы, указываю на них, но и помогаю в их решении, позволяло выстраивать уважительные отношения, не манипулируя людьми.

Вредная старуха Шапокляк в известном мультфильме язвительно утверждала: "Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя!". А если серьёзно, то, конечно, бывало в работе всякое. Кого-то и наказывать приходилось, а кто-то выбирал тактику защиты в форме нападения. Всё зависит от личности конкретного человека. Возникали и очень сложные ситуации, в основном при контакте с эгоистичными, неудовлетворёнными, недовольными собой людьми. Встречались и кляузники, и те, кто "подставить" пытался. Но всё это - мелочи, соприкоснуться с которыми довелось, слава Богу, всего несколько раз в жизни. Замечательных людей всё равно больше на свете!

Я всегда получала удовольствие от своей работы. Мне посчастливилось пережить период, когда в образовательной сфере можно было сделать очень многое. Открывались большие возможности, разрабатывались новые формы обучения: валеологическая школа, школа для слепых детей, школа-гимназия, школа-лицей, школа с углубленным изучением иностранных языков и т.п. Каждая школа была в чём-то особенной. И твой мозг работал в полную силу, что-то придумывалось, дорабатывалось. А главное - это поиск "оси" - человека, который был бы способен на личностном и профессиональном уровнях воплотить задуманное в жизнь, и на котором бы весь процесс потом держался.

Это приходит с опытом. Учишься чувствовать людей на уровне внутренних ощущений.

В курируемом мной районе было три типа необычных школ, открытых при моём непосредственном участии. Вместе с директорами воплощались в жизнь самые разные проекты. Это было настолько увлекательным, давало такой колоссальный стимул жить!

А потом незаметно наступил пенсионный возраст. В 56 лет я ушла из Образовательного отдела без права работы управленцем. Вернулась в школу. Хотя я оттуда в принципе никогда и не уходила. Всегда удавалось совмещать педагогику и административную деятельность. Чуть позднее из общеобразовательной школы перешла в школу-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, располагавшуюся тогда на улице Епифанской.

Благодарю Бога за всё! Считаю, что человек, не имеющий за плечами практического опыта, не может стать хорошим руководителем. У меня всё сложилось на этом пути: работа вожатой, учителем, завучем, директором в значительной мере сформировали меня как инспектора.

"Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать, ответы полные давать, чтоб Человеком в жизни стать!"

Я не согласна с тем, что за последние годы что-то резко изменилось в детской природе. Дети всегда остаются детьми. Во все времена. Тем не менее, что бы не происходило в обществе, если говорить о детях, (сужу не только по своим ученикам, но и по детям родственников и знакомых), то они сейчас даже в большей степени, чем наше поколение, нацелены на получение качественного образования. Многие из них уже в 10-12 лет понимают, что нужно прилежно учиться в школе, чтобы потом поступить в вуз, иначе будет сложно устроиться в дальнейшей жизни. Т.е. появляется некая "замотивированность" на результат. И тут уже неважно, нравится ли ребёнку процесс учёбы в целом, или нет. Образование становится базовой необходимостью.

В советское время каждый не очень старательный ученик знал, что, окончив 9 классов, он может пойти в профтехучилище, а затем стать рабочим. "Рабочий класс" - тогда это звучало гордо. Сейчас же большинство детей хотят быть "кем-то". Я бы это так образно сформулировала: хотят "вырасти" не очень сильно, но и не очень мало. Достичь высокой планки не каждому по плечу, поэтому большинство так тянется к спасительной "серединке".

Раньше родители детей как воспитывали? Государство - твоё, Родина - твоя. И принимать её, и любить нужно такой, какая она есть. Насколько можешь, помогай двигаться стране вперёд, улучшай и развивай, прежде всего, себя, а значит, и государство. В родительской семье этот урок мы, дети, хорошо усвоили. Моя старшая сестра занимала директорскую должность в 21-й школе, я была директором в 45-й Тульской школе, школьным инспектором. Наша третья сестра тоже получила серьёзное образование и стала экономистом.

"Я рада нашей новой встрече, мне с Вами интересно, молодые друзья! Ваше мнение, Ваши советы с удовольствием слушаю я".

Сейчас наступило такое время, когда коллеги по цеху в отличие от прошлых лет мало "пересекаются". Мы идём рядом, может быть, взявшись иногда "за ручки". Мало что перенимаем друг у друга. Институт наставничества теоретически всё ещё существует. Но мне кажется, этот процесс становится каким-то не очень ярким. Связываю это со сменой поколений. Приходит работать молодёжь нового формата. Не побоюсь сказать: весьма самоуверенная, дерзкая. Чтобы заслужить их доверие, нужно приложить немало усилий, пробиться сквозь препоны, возведенные их самомнением и гордыней.

К сожалению, нередки случаи, когда во главу угла ценностей молодого поколения ставятся практичность, личная выгода; внешний, показной "результат". Каждый старается жить сам по себе и для себя. Мне выгодно поучиться чему-то у другого, если это экономит моё время; мне выгодно - показать себя на фоне другого. И пробить эту стену человеческой отчуждённости можно только добротой и любовью.

Наставничество в наши дни - это помощь в планировании, адаптация к школе, обсуждение каких-то организационно-воспитательных моментов. Молодой педагог должен привыкнуть к наставнику и параллельно освоиться в школе, наладить отношения с детьми и коллегами.

Однако любое наставничество приемлемо и эффективно только при условии взаимопонимания. В противном случае этот процесс станет чистой формальностью: подойди, прочитай и распишись, что ознакомлен с материалом. Наставничество в подлинном смысле этого слова актуально при возникновении у молодых реальных проблем. Вот тогда и требуются вмешательство и помощь опытного человека. Выручила, подсказала, как поступить - так постепенно начинает формироваться доверие к наставнику, чувство уважения, приятие другого мнения. Когда налаживается подобный контакт, тогда и пятидесятилетняя разница в возрасте уже не имеет значения.

В свою очередь, и я чему-то учусь у молодёжи. Старшему поколению не всегда хватает времени на чтение глубокой научной литературы. Молодые специалисты обладают высоким уровнем современных теоретических знаний, поскольку за плечами обучение в высшей школе, ещё свежи в памяти прослушанные лекции. Молодые коллеги прекрасно владеют актуальной профессиональной терминологией. И это замечательно! К тому же, молодёжи очень нравится, когда и они в чём-то полезны, могут и тебя чему-то научить.

"Есть ТВОЁ на всё определение, воля и назначенный удел. Пусть Небес исполнятся стремления, мне же только дай на это сил..."

Интересно сложилась моя жизнь. Если в её первой половине в сфере производственной деятельности я больше общалась с людьми интеллектуальными, высокообразованными, то во второй половине, после возрастной пенсии я попала в систему обучения детей с задержками психического развития. Большинство из них - из проблемных семей.

Специфика школы для детей с ограниченными возможностями здоровья такова, что за свою ещё такую короткую жизнь эти ребята уже испытали столько боли, сколько на долю не каждого взрослого порой выпадает. Пьющие мамы, "отсутствующие" папы, опыт проживания в детском доме по жестокой схеме: "отдали - взяли - вернули".

На каком-то этапе общения дети начинают с тобой делиться своими переживаниями. Рассказывают, что-то поясняют сами, что-то просят объяснить им; отчего всё так у них сложилось и почему.

"Почему Бог избрал именно меня для такой судьбы?" - Отвечаю, что каждому человеку даётся в жизни своё испытание. Но это не означает, что это - наказание. Нужно суметь увидеть в этом и благо для себя. Я сумел пережить достойно данную проблему. Значит, и в будущем я смогу принять верное решение в случае новых испытаний. Считаю, что педагоги должны учить своих воспитанников этому умению - понять и принять свою жизнь со всеми её особыми обстоятельствами, учить терпению. Учитель должен обладать даром убеждения, побуждения юного человека к положительным действиям.

Даже при достаточно низкой планке получаемого образования, вспоминается при этом Евангельская "Притча о талантах", наши дети добиваются в жизни определённых результатов. Если такой особый ребенок учился бы в общеобразовательной школе, скорее всего, он оказался бы "в подворотне", стал "никудышным", потому что возникает ситуация "неуспешности". Обучаясь в специализированном учебном заведении, особые дети не находятся "между молотом и наковальней", где "молот" - это школа, в которой они не успешны, а "наковальня" - это семья со своими бедами и печалями.

Работа с такими детьми - это проявление Божией воли для меня. Ты видишь, как ты им нужна. И ты их любишь, понимаешь и чувствуешь. И стараешься, чтобы они правильно смогли распорядиться своим "малым талантом", приумножить его. Каждый человек обязан приносить пользу обществу. И от учителя зависит многое, будут ли у ребёнка проблемы с алкоголем или наркотиками, не станет ли он хулиганом.

И если ты видишь, что выполняемая тобой работа нужна, приносит свои плоды, то такой счастливой становишься! К нам в школу часто приходят выпускники: успешные, продолжающие получать образование в колледже или уже работающие, создавшие семьи, любящие и любимые. Большинство учеников становятся "кем-то", не выпадают "в осадок". Эти дети выросли и живут не зря!

Еще отраднее, когда на службе в храме вдруг услышишь от бывшего ученика: "Здравствуйте! Я тоже сюда пришёл!" Получается, не зря в процессе общения с детьми пыталась связать всю жизнь человеческую с христианским вероучением. Ежедневно, капля за каплей, зарождается вера в детской душе. Плодотворно уже много лет сотрудничаем с Епархиальным благотворительным отделом. Выпускники вспоминают театральный фестиваль "Читая древний патерик", нынешние ученики охотно участвуют в проекте "Детям о святых", реализуемом сёстрами милосердия на базе одной из городских библиотек.

С годами и сама меняешься, осознаёшь свою неправоту в каких-то вопросах. Хочешь "взорваться", сказать резко: "Нет, это не так! Должно быть по-другому!", - а потом говоришь себе: "Потерпи и подумай! Проблему можно решить без шума, когда ситуация несколько успокоится".

Православие - это единственная охранная грамота в жизни. Верующий человек молится не только за себя и своих близких, но и за всех людей в целом. Недаром же пословица в народе появилась: "Без Бога - не до порога!". Недавно ехала в машине с молодёжью, остановились на светофоре у храма, а ребята вдруг взяли и перекрестились молча. Значит, жива вера православная! Значит, жизнь продолжается!

 

Просмотров: 1326 | Добавил: moderator
Календарь
Архив записей
Статистика

Copyright MyCorp © 2024