| RSS|Главная
Меню сайта
Рекомендуем
Официальный сайт Московского Патриархата
Православие.RU
Богослов.RU
Православный телеканал «Союз»


Сайт Тульской епархии
Синодальный отдел благотворительности
Милосердие.ru
Сайт для людей, готовых помочь
Милодар
Главная » 2011 » Август » 9 » Поездка сестер милосердия, добровольных помощников и сотрудников благотворительного Отдела в Марфо-Мариинскую обитель
19:55
Поездка сестер милосердия, добровольных помощников и сотрудников благотворительного Отдела в Марфо-Мариинскую обитель
     В субботу, 6 августа 2011 года, сестры милосердия, добровольные помощники и сотрудники Отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии посетили Марфо-Мариинскую обитель (город Москва, ул. Большая Ордынка, 34)
    Основательницей и первой настоятельницей Московской Марфо-Мариинской обители была Великая княгиня Святая Елизавета Федоровна (в девичестве принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета Александра Луиза Алиса, вторая дочь великого герцога Гессенского Людвига IV, внучка английской королевы Виктории и старшая сестра императрицы Александры Федоровны — супруги Николая II.
   В 1884 году в Придворной церкви Зимнего дворца состоялась свадьба Великого князя Сергея Александровича, Московского генерал-губернатора, и Елизаветы Федоровны. 
   Представительница западноевропейской историографии Шарлотта Зеепват  в своей книге «Цари перед объективом. Семья Романовых в фотографиях» пишет о том, что «Отец невесты сказал Александру III: «Я дал своё согласие [на этот брак] не колеблясь. Я знаю Сергея с детского возраста; вижу его милые, приятные манеры и уверен, что он сделает мою дочь счастливой». Исследовательница считает также, что «недавно опубликованные приватные письма опровергают бытовавшее ранее мнение о том, что брак Элизабет был несчастливым. Такое мнение сложилось благодаря придворным сплетням и письменным воспоминаниям великого князя Александра Михайловича, который ненавидел Сергея. Великий князь Сергей был очень религиозным человеком, не скрывавшим неприязни к роскошному обществу, и, естественно, что у него было много врагов. Брат Елизаветы Федоровны, Эрнест Людвиг вспоминал:  «В то время как его считали холодным гордецом, он помогал очень многим людям, но делал это в строгой тайне. Элизабет так сказала однажды своему отцу: «Сергей — это человек, которого чем больше узнаешь, тем больше любишь…»
   Елизавета Федоровна активно занялась благотворительностью, стала помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 году началась русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла  госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в   Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. 
   4 февраля 1905 года, около 3 часов пополудни, при подъезде к Никольской башне Кремля карета Великого князя Сергея Александровича была разорвана «адской машиной», брошенной членом «Боевой организации партии социалистов-революционеров» Иваном Каляевым. Великий князь погиб на месте, кучер был смертельно ранен. Тело князя было расчленено взрывом на части...
   В письмах и официальных документах той поры сообщалось:  «Церковь святителя Алексия, в которой поставлен гроб с останками Великого Князя далеко не может вместить всех желающих поклониться праху». «Кремль весь день переполнен народом. У гроба Великого Князя непрерывно служатся панихиды. Раненый кучер Андрей Рудинкин был доставлен в Яузскую больницу, где вскоре умер; его имя также поминалось на Высочайшей панихиде вечером 8 февраля, которую возглавлял митрополит Московский Владимир (Богоявленский) при всеобщем рыдании богомольцев».
    Газетные сообщения из Москвы в день отпевания гласили: «Несмотря на будний день, тысячные толпы стремятся в Кремль отдать последний долг и поклониться праху мученически погибшего Великого князя. В знак траура некоторые магазины закрыты, на генерал-губернаторском доме развеваются траурные флаги с белыми плерезами. Перед воротами Кремля благоговейно настроенная толпа образовала живые шпалеры». 
   Известно, что Великая княгиня Елизавета Федоровна 7 февраля навестила в тюрьме убийцу своего мужа, террориста Ивана Каляева, и простила его от имени мужа. Много лет сотрудничавший с князем В. Ф. Джунковский писал по этому поводу: «Она, по своему характеру всепрощающая, чувствовала потребность сказать слово утешения и Каляеву, столь бесчеловечно отнявшему у нее мужа и друга». Узнав, что Каляев - человек верующий, она подарила ему Евангелие и маленькую иконку, призвав его к покаянию. Она же просила Императора о помиловании убийцы.
   После смерти мужа  Елизавета Федоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом,  на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.
   При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. В обитель  принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали в обители серьезную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.
   По плану Елизаветы Федоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т.д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию. Кроме того, сестры милосердия помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям - на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян. В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, бесплатная столовая и еще множество учреждений
    «Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего квалифицированную   лечебную -  московские врачи работали в местной бесплатной больнице, и на специальных курсах при обители, обучали сестер основам медицины. Особо сестры готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое  выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в вечность. 
    В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского Православного Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
     На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех  частях детские приюты, богадельню,  и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.
    22 мая 1908 года, в праздник Вознесения Господня на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 года архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества.  Расписывать храм Елизавета Федоровна   пригласила выдающихся художников Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина, и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь такие композиции, как  «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Саваофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в  подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». 
    12 колоколов храмовой звонницы  были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысл всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась Елизавета Федоровна.
    Осенью 1909 года был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии, - по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, Великая княгиня Елизавета приняла в его стенах монашеский постриг, - посвящал ее в монашество св. митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 года. 
    В апреле 1910 года на всенощном бдении по особому, составленному Святейшим Синодом чину, совершилось посвящение 17 насельниц вместе с Елизаветой  Федоровной в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией Великая княгиня была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь к ней, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».
    Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах  и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делая перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой   «Великой Матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь - здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой. 
   Настоятельница с сестрами организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек - дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они оберегались от голода и влияния улицы. Устраивались  Рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер. Был открыт приют для неизлечимо больных  туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала  настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца.
    После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен, и каждый день служили Литургию. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и  больных, потом арестовали несколько человек из больницы, затем объявили о решении перевести сирот в детский дом. В апреле 1918 года, в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший Елизавете Федоровне последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована. На сборы было отведено лишь полчаса. Простившись со всеми, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой.
    Арестанток повезли поездом сначала в Пермь, оттуда – в Екатеринбург, а затем в Алапаевск. В ночь на 18 июля 1918 года  узников вывезли за 18 километров  от города и живыми сбросили в заброшенную шахту железного рудника…
   Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года, а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия, в соборном храме открылся городской кинотеатр, потом - дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви - амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах. В Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.
   Возрождение обители милосердия началось в 1992 году, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора - Покрова Пресвятой Богородицы  были возвращены Церкви лишь в конце 2006 года.
   С 2006 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Марфо-Мариинской обители была создана социальная служба, занимающаяся опекой социальных учреждений Москвы, таких как ожоговый центр, военные госпитали, психоневрологические интернаты, детские дома, приюты для престарелых и т.д.
    В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Сестры работают в военных госпиталях, НИИ «Скорой помощи» им. Н. В. Склифосовского. В 2010 году на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В обители активно развивается добровольческая служба, социальный и издательский отделы. Работа этих отделов направлена на опеку различных социальных групп.
   Существует около 20 самостоятельно действующих по уставу Марфх-Мариинской обители отделений в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на европейской территории России, в Белоруссии и на Украине.
   Тульские паломники узнали об истории и современном состоянии  обители во время экскурсии и посещения мемориального музея – дома, где жила Великая княгиня Елизавета Федоровна. В музее хранятся образ Спаса Нерукотворного, вышитый Великой княгиней, созданные ею иконы святых праведных Марфы и Марии, письмо к сестрам обители, отправленное Великой Матушкой из Алапаевской ссылки и другие экспонаты. фото

P.S. Отдел по благотворительности и социальному служению Тульской епархии благодарит настоятельницу Марфо-Мариинской обители инокиню Екатерину (Познякову) и сестер обители за оказанный Тульским паломникам радушный прием.


PP.S. Гости сайта, желающие познакомиться с жизнеописанием святой мученицы Российской, Великой княгини Елизаветы Феодоровны, подробнее,  могут найти и прочитать книгу Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна». 

 При подготовке статьи были использованы материалы сайтов:
 http://www.patriarchia.ru; http://ru.wikipedia.org/wiki/; http://www.mmom.ru/ru/elizaveta_feodorovna


Просмотров: 1784 | Добавил: moder2
Календарь
Архив записей
Статистика

Copyright MyCorp © 2024