| RSS|Главная
Меню сайта
Рекомендуем
Официальный сайт Московского Патриархата
Православие.RU
Богослов.RU
Православный телеканал «Союз»


Сайт Тульской епархии
Синодальный отдел благотворительности
Милосердие.ru
Сайт для людей, готовых помочь
Милодар
Главная » 2015 » Октябрь » 24 » Божественная литургия в Свято-Казанской Амвросиевой ставропигиальной женской пустыни
21:50
Божественная литургия в Свято-Казанской Амвросиевой ставропигиальной женской пустыни

24 октября 2015 года. По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерея Сергия Резухина в праздник Собора  преподобных Оптинских старцев паломническим сектором отдела была организована поездка в Оптину пустынь, Свято-Казанскую Амвросиеееву ставропигиальную женскую пустынь и в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в Клыково. ФОТО

Свою поездку тульские паломники начали с посещения Шамординской обители, т. к. заранее знали, что праздничную Божественную литургию в ней возглавит Святейший Патриарх. 

Полагая за правило всякое дело начинать с молитвы, прихожане Всехсвятского и Успенского Кафедральных соборов, составлявшие основную часть паломнической группы, основную часть своего пути в Шамордино провели в молитве, прочитав молитвы утренние, молитвы о путешествующих и последование ко святому причащению. А в оставшееся время руководитель паломнического сектора отдела Людмила Борисовна Слободскова рассказала об основателях Шамординской обители преподобном старце Амвросии Оптинском и его духовных чадах: замечательном семействе тульских дворян Ключарёвых  и первоначальнице обители – схимонахини Софии, представительнице также тульского рода дворян Болотовых.

Великий старец и подвижник иеросхимонах Амвросий (Гренков), святость жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный народ  - бесконечной любовью, основал женскую общину в Шамордино в 1884 голу для вдов, сирот и обездоленных женщин, не имеющих возможности  внести содержание за себя при поступлении ни в какой другой монастырь.

Устройство женской общины в честь Казанской иконы подготовлялось особыми путями Промысла Божия. Рассказывают, что бывший Шамординский  помещик Калыгин ещё за год до продажи своего имения видел над своим домом чудной красоты церковь, стоящую на облаках. По благословению старца Амвросия Шамордино купила Александра Николаевна Ключарёва (в монашестве Амвросия), монахиня Тульского Крестовоздвиженского монастыря. В том, 1872 году, она овдовела, схоронив мужа Фёдора Захаровича Ключарёва, надворного советника и тульского предводителя дворянства (в монашестве схимонаха Феодора). В том же,1872 году, умирает её невестка, оставив двух новорожденных малюток, и бабушка берёт их на воспитание. Собственно, Шамордино и было куплено в обеспечение будущей жизни девочек, как казалось  -  долгой и благоденственной. Младенцы-полусироты были наречены своим крестным отцом иеросхимонахом Амвросием сладкозвучными именами первохристианских мучениц Верою и Любовию. К вечному покою этих ангелов Господь призовёт через неполных 12 лет. Все знавшие их единогласно отмечают необычную тихость и кротость нрава, дети никогда не шалили, играм предпочитали усердную молитву, храм  Божий любили несказанно, а привязанность к дорогому батюшке сопрягалась с безоговорочной верой в его отеческие наставления. Девочки отошли ко Господу, заболев дефтиритом, одна за другой весной 1884 года.  Мать Амвросия, скончавшаяся  в 1881 году, завещала Шамордино в пожизненное владение своих внучек, а в случае их смерти пожелала устроить там женскую общину, и на содержание сестер и священника положила небольшой капитал. Так,  о смертью девочек, сама собой возникла женская община, первыми насельницами которой стали жившие при м. Амвросии и её внучках благочестивые и преданные им люди, числом около тридцати.

Под молитвенным покровом любвеобильного старца возрастут здесь первые инокини, яркой звездой возгорится ещё одна краткая, но уже монашеская жизнь – богомудрой Софии Шамординской.  Первая игумения обители схимонахиня София принадлежала по отцовской линии к дворянскому роду  Болотовых,  истинную славу которого составил её прадед Андрей Тимофеевич Болотов  - ученый – энциклопедист, агроном, паркостроитель, автор выдающихся «Записок», а по материнской – к старинному роду Бибиковых. Богато одаренная от природы, она обладала красивой наружностью, умом, энергией, силой воли и благородством характера, имела в обществе большой успех. София Михайловна вышла замуж за Андрея Николаевича Янькова, но скоро овдовела, имея дочь Надежду. Однажды, попав в Оптину, и встретив старца Амвросия, она постигла своей чуткой душой, что – это старец великой духовной силы, и искренно вверила ему свою жизнь, открыв свое заветное желание стать монахиней. Старец же, в свою очередь, видя твердость её намерения, подверг её тяжелому испытанию: он сказал, что ей придется выйти замуж за некоего пожилого господина Николая Ивановича Астафьева. Никакой удар грома так не мог поразить её, как это  приказание старца. Но её сильная натура не умела колебаться, и, раз вверив себя старцу, она, не задумываясь, покорилась ему. Жизнь с Николаем Ивановичем из одного послушания старцу, была для неё подготовительной школой полного отречения от своей воли. Вскоре батюшка сделал Софию Михайловну попечительницей новоустрояемой общины. Овдовев, она приняла самое широкое участие в устройстве общины, имея практический ум и понятие в постройках и хозяйстве, была самой деятельной помощницей старца.  Батюшка сам облек её в иноческое одеяние и представил архиерею к утверждению Софии Михайловны Астафьевой – управляющей новой общиной, что и было исполнено. С того дня потекла трудовая, но мирная жизнь общины под благодатным  осенением  Царицы  Небесной,  под  руководством святого Старца, под мудрым  управлением  настоятельницы Софии.  Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она беспокоилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения. Старалась утвердить их в истинно святоотеческом понимании монашества как подвига любви к Богу и людям, подвига смирения и покаяния. Матушка София стяжала мирный дух, и один её спокойный и благостный вид наставлял и утешал сестер. Никто не видел её возмущенной или раздраженной. Жалоб она не терпела, её слова: « Кто оправдывает себя – тот и виноват» - полагал конец всем спорам и неудовольствиям. Особенно строго она следила за тем, чтобы сестры ни о ком не говорили дурно: « Мы не имеем на это никакого права уже потому, что это противно любви, и ещё  потому, что мы никогда не можем знать, что происходит в душе у другого; может, прежде чем мы успели  мысленно осудить человека, он уже принес  чистосердечное раскаяние и прощен Богом.» (Казанская Амвросиева женская пустынь…стр.27)

При непосредственном участии матушки Софии был изготовлен проект большого каменного собора, построен кирпичный завод, на котором было изготовлено 500 тыс. штук кирпича для его строительства. Матушкиными стараниями были устроены две деревянные часовни во имя свт. Амвросия Медиоланского и прп. Тихона Калужского, скиты, сестринские келии, первая деревянная водокачка, другие хозяйственные постройки, создана золотошвейная мастерская, положено основание иконописной. При ней были устроены богадельня для немощных и недужных и приют для сирот и обездоленных детей.

Но монашеский путь – путь креста, и едва прошли три года, как начались скорби и испытания. Труды настоятельства, заботы, болезнь и сам переворот жизни, - все это подкосило крепкую натуру матушки Софии. В 1886 году она тайно приняла схиму. У матушки развились серьезные болезни, и она тихо угасала. В первый день Рождества 1887 г. она почувствовала себя очень плохо и поспешила уехать в Оптину, чтобы увидеть батюшку Амвросия. Живой в Шамордино она не вернулась. 24 января 1888 года окончились её страдания, и она тихо скончалась.

5 окт. (22 сент.) 1987 г. с благословения Святейшего Патриарха Пимена по представлению архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи) матушка София была прославлена в  сонме Тульских святых.  Архиепископ Максим писал: «Инокини, прославляемые в сонме Тульских святых,  были духовными дочерьми  Оптинских старцев  Макария, Леонида, прп. Амвросия, устраивали женские монастыри и руководили ими – Каширским, Шамординским,  Белевским… Честна пред Господем  смерть преподобных Его ( Пс. 115:16 ) , - говорит нам пророк Давид.  Если же перед Господом смерть праведника считается честною, то, как нам, людям, не почитать Блаженной кончины в Боге?» ( Собор Тульских  святых.  Журнал  Московской Патриархии. 1987 г. №10)  

Так, слушая трогающий душу рассказ о первоустроителях обители, тульские паломники подъехали к Шомордино…  Дождь – не дождь, а так – легкая серебристая мгла кропила. Но даже в зябкую непогоду не чувствуешь здесь подавленности и одиночества: вот многоглавый  храм, вот огоньки на могилах почивших игумений, а вот – содружество новых хозяек  пробудившейся к жизни 25 лет тому назад обители замерло в ожидании Патриарха.

А затем была Божественная литургия, возглавленная Предстоятелем  Русской Православной Церкви, хиротония архимадрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального монастыря, во епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха, богослужебные песнопения в исполнении двух хоров: хора Сретенской духовной семинарии и хора сестер Казанской Амвросиевой пустыни. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Егорьевскому Тихону с напутственным словом и вручил ему архиерейский жезл. А, когда по традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипасторское благословение, то, как сказала тульская сестра милосердия Светлана Куликова, она почувствовала особую волну тепла, прошедшую по всем молящемся в громадном соборном храме.

Затем тульские паломники направились в Оптину пустынь, где своими мощами пребывают  преподобные старцы Оптинские. Паломники помолились у открытых мощей прп. Амвросия Оптинского, поклонились мощам  преподобных Нектария, Льва,  Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа, Моисея, Антония, Исаакия  Оптинских.

И еще один монастырь, неразрывными духовными узами связанный с Оптиной пустынью, посетили наши паломники в этот замечательный день – Спаса Нерукотворного мужскую пустынь в Клыково. Когда  после Пасхи 1923 г. Оптинские храмы окончательно были закрыты, образовалась община из оставшихся в живых монахов, духовный центр которой находился в Клыковском храме до его закрытия в 1937 году. А уже в конце двадцатого века традицию старчества продолжила поселившаяся при храме Спаса Нерукотворного Образа схимонахиня Сепфора. На старчество её благословил митрополит Тульский и Белевский Серапион. Её духовными наставлениями пользовались  монахи возрождающейся Оптиной пустыни и сестры восстанавливающегося Шамординского монастыря.

Уже смеркалось, когда паломники подъехали к святому источнику в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», осторожно спустились вниз по деревянной лестнице, благоговейно набрали святой воды, желающие окунулись в купель.

Просмотров: 1289 | Добавил: moder3
Календарь
Архив записей
Статистика

Copyright MyCorp © 2024