 12 февраля 2013 года дети и воспитатели из ГУС «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» (ул. Р. Зорге, 36) побывали по приглашению Отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии в Музейно-выставочном центре «Тульские древности» (г. Тула, Пр. Ленина, 47) и поучаствовали в интерактивной программе «Урок в средневековой школе». Кто из нас не мечтал в детстве о возможности с помощью машины времени перенестись в далекое прошлое или заглянуть (хотя бы «одним глазком») в неведомое будущее? Сколько увлекательных историй написано во все времена на эту тему писателями-фантастами: «И манят грезы чуда предвкушением…» А вот для детей и взрослых из ГУС «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» встреча с прошлым в так называемом режиме «реального времени» стала возможной благодаря мастерству и изобретательности сотрудников Музейно-выставочного Центра «Тульские древности». Участников интерактивной программы «Урок в средневековой школе» ожидали непридуманные, чудесные истории и настоящие, порой несколько неожиданные, превращения знакомых с детства предметов… Но обо всем по порядку! Во второй половине дня на остановке «Улица Гоголевская» царило заметное оживление. Размеренный ход трудовых будней несколько видоизменился в связи с шумным появлением целого «взвода» мальчишек и девчонок в сопровождении воспитателей. В «юных рядах» царили радость, беззаботное ощущение полноты жизни, присущие человеку в детские годы, ожидание чего-то нового, связанного с увлекательным словом «экскурсия»! Узнав, что в рамках нынешней встречи предстоит пережить еще один урок (то, что произойдет это в весьма необычных условиях «средневековой школы», поначалу оказалось недоступным для детского восприятия), ребята несколько озадачились. Не секрет, что, к сожалению, не для всех современных детей слово «школа» ассоциируется со словами известной когда-то песенки «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» Однако, переступив порог стилизованного под русскую избу помещения Музейно-выставочного центра, присмирели даже заядлые шалуны. Чинно и важно, последовав приглашению экскурсовода, занимали ребята места на деревянных лавках, с удивлением рассматривали окружающие их, непривычные взору современного человека вещи: гусиные перья, какие-то странные «лоскутки», лежащие на столе, старинные подсвечники со свечами. Особое впечатление произвели на всех предметы интерьера, соответствующие быту русского крестьянина: большая, «выбеленная набело» печь, горшки да ухваты, рукомойник да рушники вышитые, детская люлька, подвешенная под потолком, и конь-качалка для развлечения детворы, стоящий на полу избы… Заявленный в программе урок становился, таким образом, попыткой соприкосновения с «преданьем старины глубокой», погружением детей и взрослых в традиционный, вековой уклад русской жизни: чинный и неторопливый, где каждое действие, даже самое простое, имело особое, с трудом постигаемое в наши дни очарование. Как известно, ни одно дело не должно начинаться без молитвы. А перед обучением мы молимся, чтобы Бог дал понятливость и охоту к постижению новых знаний, чтобы это учение послужило во славу Божию, на утешение родителей и на пользу ближних:
Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевные наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу. Родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
В русском переводе эта молитва звучит так: Премилосердный Господь! Пошли нам благодать Духа Твоего Святого, которая бы дала нам понятливость и укрепила наши душевные силы, чтобы мы, слушая преподаваемое нам учение, возросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
По прочтении молитвы началась первая часть урока - знакомство с церковнославянским языком. «Азбуку учат, на всю избу кричат» - гласит народная пословица. Именно так заучивались произносимые хором буквы старославянского алфавита: «Аз, бу́ки, ве́ди, глаго́ль, добро́, есть, живе́те…», созданного по преданию около 863 года по приказу Византийского императора Михаила III, Константином (Кириллом) Философом и Мефодием из Солуни (Салоники), упорядочивших письменность для славянского языка и использовавших новую азбуку для перевода греческих религиозных текстов. Удивительное написание, загадочное звучание славянских букв только «подогрело» интерес к ним. Вот и наши ребята попробовали (и весьма успешно!) свои силы в чтении фрагмента древней рукописи! Много нового, точнее забытого «старого» узнали школяры в ходе занятия: оказывается, складной перочинный ножик получил свое название из-за использования его для очинки гусиных перьев при письме. Пишущий конец пера затуплялся и «распушивался», поэтому его и приходилось постоянно подправлять. А как увлекательно (при мерцающем свете свечей) было научиться - выводить привычные (да не совсем!) буквы «писалом» на специальной доске, покрытой воском, со сложным названием «цера», или длинным гусиным пером по листу бумаги! Как трудно было – не перепачкаться самому в жидких чернилах, а, наоборот, по окончании урока чистописания (на котором ребята научились каллиграфическим почерком выводить собственное имя и дату рождения) насухо вытереть перышки предназначенными специально для этого кусочками сукна. Незаметно пролетело отведенное на «уроки», согласно средневековому расписанию, время! Пришла пора прощаться. В дополнение наиболее отличившимся – «умницам» полагалась похвала, а нерадивым ученикам «березовая каша», т.е. розги и горох. Несмотря на то, что нерадивых учащихся в тот день не нашлось, кое-кто из ребят добровольно решил подвергнуть себя эксперименту-наказанию, встав голыми мальчишескими коленками на сухие, достаточно «колючие» горошины! «Да, нелегко приходилось проказникам! Ну, и доставалось же им!» - делится впечатлениями Максим. В диалог вступает Ярослав: «Зато, как интересно учиться было! Все так замечательно прошло! А как я свое имя написал: Вам нравится?» Без сомнения, урок удался! И будем надеяться, что запомнится это «занятие» детям не только своей необычной «игровой» формой, но и более серьезными, глубинными моментами, связанными с историей Православия. Хочется верить, что каждый из них в недалеком будущем выучит не только «Молитву на учение», но и отыщет свой собственный путь, единственный и прямой, ведущий к «Солнцу правды, изливающему на всех лучи любви и просвещающему наши души…» ФОТО
P.S. Отдел по благотворительности и социальному служению Тульской епархии выражает благодарность всем сотрудникам Музейно-выставочного центра «Тульские древности», оказавшим содействие в организации интерактивной экскурсии.
|