27 сентября 2018 года. В день двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня председатель Отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии, член Попечительского Совета государственного учреждения социального обслуживания населения "Кризисный центр помощи женщинам" протоиерей Сергий Резухин провел очередную духовную беседу для участниц клуба единомышленников "Образ мамы формирует ценности ребенка". ФОТО
Отца Сергия, а также взрослых и малышей сердечно приветствовала директор Кризисного центра Эвелина Борисовна Шубинская, подчеркнувшая важность встреч подобного рода в нелегком деле духовно-нравственного воспитания детей.
Вот и завершились летние каникулы, и вновь участницы клуба с радостью собрались в стенах этого гостеприимного дома. Подружились между собой дети, нашлись общие интересы и у родителей! А главное, что объединяет участниц клуба - это горячее желание вырастить своих детей достойными гражданами небесного и земного Отечества.
По традиции, встреча началась с рассказа отца Сергия о главном событии Церковного календаря, отмечаемом в этот день, - празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как известно, каждому празднику в Русской Православной Церкви посвящена определенная служба. Краткое изложение сути праздника называется тропарем. Тропари были составлены отцами Церкви и имеют определенную структуру. Во время богослужения тропарь исполняется духовенством, певчими и мирянами.
"Думаю, слова тропаря праздника Воздвижения Креста Господня: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", понятны всем без перевода. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается Церковью на сороковой день после праздника Преображения Господня.
Церковь связала эти два события воедино. Может быть, кому-то это и покажется странным. Что может быть общего между этими двумя праздниками? Святые Евангелисты подробно рассказывают о дне Преображения Господня. Господь вместе с тремя своими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном идет в Галилею и поднимается на высокую гору.
Гора Фавор отличается от других: она очень высокая и покрыта растительностью. Именно там Господь преображается. Евангелист пишет, что лицо Христа просияло, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2). Евангелист Марк подчеркивает: настолько белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9:З).
Господь показывает ученикам Свою Божественную славу, которая всегда была с Ним по Его Божеству. На горе Фавор у апостолов открылись духовные очи, и они смогли это увидеть. Также апостолы увидели пророков Илию и Моисея, говоривших со Христом об Его исходе, т.е. Его предстоящих Крестных страданиях.
Апостол Петр отметил, как хорошо пребывать на горе Фавор, и предложил сделать три сени, т.е. три шатра, и остаться тут. Евангелист говорит о том, что Петр не ведал, о чем он просил.
Византийский богослов и философ, святитель Григорий Палама считает, что апостолы смогли увидеть нечто большее, чем Божественную славу Христа. Им было дано увидеть Царство Божие. Это означает, что Царство Божие существует параллельно нашему земному миру. Апостолам это дано было осознать до Крестных страданий Христа для того, чтобы, когда они узрят Христа распинаемого, они поняли, что Крестная смерть Спасителя совершается по любви к людям. Страдания Христа, Его жертвенный подвиг свершаются не по принуждению, а потому что Бог возлюбил мир.
События Преображения связаны с праздником Воздвижения Креста Господня, потому что именно на горе Фавор Господь беседовал с пророками о Своем исходе, который совершился на Кресте, когда Господь принес искупительную жертву.
Крест, на котором свершилось распятие Иисуса Христа, был утерян. Во времена правления равноапостольного царя Константина, издавшего в 313 году эдикт о веротерпимости, что означало для христиан возможность открыто исповедовать Христа, царю было явлено на небе знамение Креста и надпись "Сим победиши", как некий сигнал к тому, что необходимо найти Крест Господень. В это время царь Константин еще не был христианином. Он принял Крещение незадолго до своей смерти, однако именно в его правление прошел Первый Вселенский Церковный собор, на котором присутствовал и святитель Спиридон Тримифунтский, чья десница, как Вы знаете, не так давно пребывала в Успенском кафедральном соборе г. Тулы.
Царь Константин посылает свою благочестивую мать, царицу Елену в Иерусалим на поиски драгоценного сокровища всех христиан".
Далее собравшимся был предложен фрагмент видеофильма из цикла "Православная энциклопедия", повествующего о трудах святой царицы Елены, ставшей основоположницей и Небесной покровительницей Церковной археологии: "Где искать великие сокровища? И особенно одно, спрятанное до поры от людского взора? Надежда на открытия воодушевляет археологов, та же надежда во все века лишает покоя мужчин, исследователей и первооткрывателей.
Но больше всех повезло женщине, немолодой, упорной, верившей вопреки всему, что её невероятное религиозно-научное предприятие увенчается успехом. Сокровище всех христиан она отыскала не в хрустальном гроте, не на дне озера, а на дне треснувшей водосборной цистерны под многими слоями строительного мусора. Деревянное орудие казни, позаимствованное римлянами у персов".
В продолжение беседы отец Сергий привел слова Священного Писания о том, что Крест был "трисоставным", состоял из трех древ: кедра, кипариса и певга (сосны). На Святой Земле рассказывают о том, что при строительстве царем Соломоном Иерусалимского храма использовали не только камни, но и древесину. Трехсоставное тяжелое древо не подошло по размеру и было брошено в Овчую купель. Когда наступило время распятия Христа, иудеи вспомнили об этом. И именно из этого древа и был сделан Крестный столп, который нес Сам Господь на место Своей казни - гору Голгофу, а помогал Ему некий Симон Киринейский.
И вот именно равноапостольная царица Елена предпринимает великие труды, чтобы отыскать Крест Господень.
Следует отметить, что существует Священное Писание - непреложная истина для всех христиан. Но есть и священные предания, передаваемые из уст в уста. И предания также принимаются Церковью. В Иерусалиме паломникам рассказывают о том, что когда равноапостольная Елена размышляла о том, кто же поведает ей, где стоит начинать раскопки, то нашли одного из древних иудеев по имени Иуда, который знал, где совершилось распятие Христа. Он и указал примерное место. Находясь там, равноапостольная Елена ощутила несказанное благоухание.
Согласно другому преданию, царица Елена увидела на горе поляну цветущих маков и узрела в этом определенный знак.
Земляные работы проводились в течение длительного времени. Когда работники уставали, царица Елена бросала в ров монетки, чтобы работа продолжалась.
Наконец были обретены три креста. Но как определить, какой из них принадлежал Христу? И тогда Иерусалимский Патриарх Макарий, помолившись Богу, решил узнать об этом, поочередно возлагая все три креста к умершему человеку. При соприкосновении с Крестом Христовым умерший встал.
Патриарх Макарий взял Крест Христов и стал Его поднимать, воздвигать. Видевшие это люди, пораженные свершившимся на их глазах великим чудом, не сговариваясь, начали произносить слова молитвы: "Господи, помилуй!" Это событие и положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
На память о прошедшей встрече отец Сергий вручил всем участникам иконы святителя Спиридона Тримифунтского, а подрастающая детвора получила сладости и раскраски с увеличенным уровнем сложности из серии "Великие храмы и монастыри России", сопровождаемые интересными комментариями об истории создания того или иного архитектурного памятника. В часы совместного досуга подобное осмысленное рисование будет способствовать формированию теплых и доверительных детско-родительских отношений, расширять кругозор всех членов семьи.
По-семейному собравшиеся за большим столом в гостиной Кризисного центра сотрудники и клиенты внимали рассказу священника, задавали вопросы, связанные с церковным обиходом, каноническими традициями Церкви. Звучали искренние, личные рассказы женщин, духовные стихи и песнопения, посвященные Животворящему Кресту Господню, наполнившие души тишиной и умиротворением. Совершенно незаметно пролетели несколько часов духовной беседы, во время которой женщины и дети соприкоснулись с радостью живого общения, единением во Христе, "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20).
|