В пятницу 10 июня 2011 года по благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии, протоиерея Сергия Резухина состоялась паломническая поездка детей – учащихся воскресной школы при Свято-Никольском храме (что на Ржавце) в Воскресенский ставропигиальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь. История монастыря теснейшим образом связана с историей государства Российского, а также с историей Русской Православной Церкви, в частности, с именем патриарха Московского и всея Руси Никона. Жизнь будущего патриарха, кажущаяся необычной современному человеку, достаточна типична для многих людей ушедшей в далекое прошлое эпохи. Никита Минич родился в 1605 г., в семье крестьянина в Нижегородской области. Юношей Никита уходит в Макарьев Желтоводский монастырь, однако вскоре женится и становится священником. Потрясенный смертью своих детей, убеждает жену - уйти в монастырь, и сам на Белом озере, в Анзерском скиту, принимает под именем Никон монашество. В 1642 году Никон переходит в Кожеозерскую пустынь и вскоре становится её игуменом. Царь Алексей Михайлович назначает его архимандритом московского Новоспасского монастыря, а в 1648 году Никон становится митрополитом Новгородским. В 1652 году Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа. В это время в Москве умирает патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником. Еще при патриархе Иосифе с целью приведения в порядок церковной жизни в Москве возникает так называемый кружок ревнителей благочестия. Воззрения ревнителей разделял и Никон. Первым важным распоряжением Никона и вместе с тем началом церковной реформы было предписание (в 1653 году) - «творить в церкви» вместо «метаний на колену» поклоны «в пояс» и креститься «тремя персты». Созванный патриархом Никоном в 1654 году собор постановил исправить богослужебные книги по древним рукописям. Собор 1656 года одобрил служебник Никона и проклял крестящихся двумя перстами. Противники Никона восстановили царя против патриарха, несмотря на то, что когда-то их связывала настоящая дружба. Будучи архимандритом, Никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко его навещал. Когда Никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в загородных монастырях... Никон слагает с себя сан и уезжает в Воскресенский монастырь. На состоявшемся в 1666 году в Москве соборе Никона лишают сана и ссылают в Ферапонтов монастырь, а после и в более тяжелое заключение – в Кирилло-Белозерский монастырь. Впоследствии царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, и вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: 17 августа 1681 года он скончался в Ярославле и был погребен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре как патриарх. Воскресенская Ново-Иерусалимская обитель была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. Великое дело, начатое патриархом Никоном при содействии царя Алексея Михайловича в 1656 году, почти на 14 лет приостановилось со ссылкой патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, где он и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (по старому стилю). После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор, в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича. В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима. Крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году, содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря. В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, многие здания обители сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены. Сведения об этом стали достоянием знаменитого Нюрнбергского процесса. Начиная с 50-х годов двадцатого века, в монастыре ведутся активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс был поднят из руин. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси». 23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета. Окончательное завершение реставрационных работ намечено на 2016 год. Все это, и не только, дети, сопровождавшие их родители и учителя, услышали во время экскурсии, организованной паломнической службой Ново-Иерусалимского монастыря. Участники поездки смогли приложиться к ковчегу с мощами великомученицы Татианы, Кресту Господню, гробнице патриарха Никона, поставить свечи в подземном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены, набрать святой воды, погулять по чудесному парку – прообразом которого послужил Гефсиманский сад, и даже искупаться в реке Истра, вспоминая при этом погружение в благодатные Иорданские воды! С высоты широких и надежных монастырских стен открывается восхитительный вид как на сам неповторимый архитектурный ансамбль Ново-Иерусалимской обители, по праву называемой «жемчужиной Подмосковья», так и на окрестный ландшафт Истринского района. На обратном пути в Тулу дети наперебой отвечали на вопросы, связанные с историей монастыря и его святынями! Вот такой насыщенный событиями день по милости Божией останется в памяти учеников воскресной школы. фотоP.S. Исторические сведения, приведенные в статье, публикуются по материалам сайта: http://www.n-jerusalem.ru/
|