14 июля 2015 года. В седмицу 6-ю по Пятидесятнице по благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению, протоиерея Сергия Резухина, паломнический сектор отдела организовал поездку к святыням земли Псковской.ФОТО
Псков, Кремль, Свято-Троицкий кафедральный собор, Спасо-Елеазаровский монастырь, Талабские острова с их храмами, Спасо-Преображенский Мирожский, Иоанно-Богослословский Крыпецкий монастыри, Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, древний Изборск с многочисленными реками и озерами, Пушкиногорье – святые места земли Псковской, в которых побывали паломники.
Людмила Слободскова, руководитель поездки отмечает неповторимость природы, сказочность древней архитектуры, самобытность живописных псковских мастеров: «Псковская земля – святая земля, где воевал святой благоверный великий князь Александр Невский, где родилась княгиня святая равноапостольная княгиня Ольга, где родился креститель Руси святой равноапостольный великий князь Владимир. Здесь покоятся многие святые, старцы».
«Посетить Пушкинские горы и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь было моей давней мечтой еще с юности. Знакомство с ними началось со Свято-Успенского собора Святогорского монастыря, где мы молились за Божественной литургией и поклонились иконам Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление». А в течение всей поездки мы воочию увидели столько древних чудотворных икон, что душа каждый раз радовалась такой благодати и возможности побывать на церковных службах в истинно русских святых местах. Вот они, долгожданные места – Михайловское, Тригорское. Что может чувствовать русский человек, любящий поэзию великого Пушкина, там, где когда-то он жил, пусть и в изгнании, мечтал, творил, сочинял свои гениальные строки, бродил по изумительно прекрасным лесам и долам, посещал дружественных соседей? Конечно, только волнение души и восторг перед Богом созданной природой! Под большим впечатлением от всего увиденного и услышанного мы прибыли в Спасо-Елеазаровский монастырь, который стал нам приютом на три ночи. Интересно было услышать повествование от самих монахинь, монахов, священнослужителей, как это было в Спасо-Елеазаровском монастыре, на Талабских островах, в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Сколько святых источников мы посетили в местах, где служили Господу отшельники, молитвенники, монахи! Каждый из нас имел возможность набрать святой воды и даже неоднократно окунуться в разных купелях. А какой красоты перезвон колоколов мы услышали в Псково-Печерском монастыре! Мощные, ритмичные, немного тревожные удары больших колоколов и радостные – малых. Нетрудно представить, как этот звук разносится далеко окрест. В таких местах воистину понимаешь, что такое Святая Русь с ее древними, уникальными по архитектуре соборами, монастырями, старцами, пустынножителями и героями-богатырями, защищавшими родную землю от бесконечных набегов врагов. Замечательно, что мы стали современниками и свидетелями возрождения, подчас буквально из пепла, таких духовных обителей. Хочется надеяться, что вместе с ними возродится и вся Россия! Для меня завершающим аккордом этой поездки стало посещение вечернего богослужения в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря, когда монашеские и женские голоса слились в едином хоре, прославляющем Пресвятую Богородицу. Непостижимые звуки молитвы то ли возносились под купол церкви, то ли лились с самого Неба. Это было незабываемо. Мы с подругой вышли из храма потрясенные небесным пением. И надо же быть такому совпадению или знаку? Когда я выходила из Георгиевского храма в Камно – последнем святом месте нашего паломничества – на вратах ограды увидела начертанными слова, которыми заканчивалась молитва Царице Небесной, так потрясшая меня накануне: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором!», – поделилась впечатлениями о паломничестве одна из ее участниц Татьяна Штанько.
Псковская земля с ее древней и богатой культурой являет ищущей человеческой душе, сердцем устремленной к горнему миру, особое присутствие Божие. Вот почему, возвращаясь из этих мест, мы ощущаем себя укрепленными в вере, наполненными добрыми силами по молитвам святых угодников.
Анастасия Дмитриевна Щербина знакомит нас с опытом своего первого паломничества, где она научилась думать душой, быть открытой в молитве, была поражена той вере, с которой люди во имя Господа подняли из небытия монастыри, храмы, обустроили святые источники, сделали территории обителей настоящими райскими уголками: «Наши северные монастыри, среди которых: Псковский Кремль, Свято-Благовещенская Никандрова Пустынь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, так и стоят перед глазами своими белыми стенами строгой северной архитектуры, луковичными куполами, зовущими низко им поклониться, а потом, выйдя под их своды, встать на колени и искренне помолиться Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и всем святым в земле российской просиявшим. Самое сильное впечатление на меня произвела поездка на острова Псковского озера. Здесь сама природа с ее серо-желтыми дюнами, высокими обрывистыми берегами, с ее необыкновенными красавицами-елями заставляет восхищаться нашей русской землей. Но храмы, какие здесь храмы! Один из них, Никольский Собор на острове Талабск. В нем долгое время служил блаженный старец Николай Гурьянов. Именно он своими молитвами, своим подвижничеством и верой в помощь Господа с односельчанами поднял из руин этот храм, разрушенный при Советской власти. Здесь я впервые увидела икону Божией Матери «Благодатное небо». Увидела и не могла оторвать от Нее глаз. Легкая воздушная юная женщина в звездно-жемчужной ризе стояла передо мной на молодом нарождающемся месяце-символе обновления и протягивала всему миру свое Дитя. И столько любви к людям, столько благодати было в Ее образе, что хотелось припасть к Ее ногам и благодарить, благодарить, благодарить… Это было проявление самых лучших человеческих чувств, которые, вероятно, были во мне, в прихожанах, в паломниках. Изображение этой иконы я увезла с собой, и теперь образ Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» будет всегда со мной.
А потом мы пошли в дом старца Николая Гурьянова. Крошечный дощатый домик. Низкий потолок. Множество икон и лампад. Облачение хозяина дома. Постель аскета. Клетушка-прихожая. Маленький садик-дворик, тенистый от разросшихся деревьев. Смотришь и поражаешься тому, как жил этот удивительный человек, как здесь помещались десятки, сотни людей, приходивших к нему за советом, благословением, с жалобами и своими несчастьями. Всех принимал старец, никому не отказывал, всем помогал: кому словом, кому делом. А еще он был поэтом. Его стихи нам прочитала экскурсовод. Меня, как филолога, поразил стиль стихосложения: ясный, четкий, понятный, с хорошей рифмой. А главное, стихи его добрые, умные, несколько ироничные, написанные с большой любовью к людям и Богу.
Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти в сердце погасил...
Помоги мне, Боже! щедрою рукой,
Ниспошли терпенье, радость и покой.
Грешник я великий на земном пути...
Господи, помилуй. Господи, прости!
Так хочется читать, перечитывать, учиться у этого удивительного человека его доброте, любви к людям, прикасаясь к великой его Вере и великому Духу. А потом был сельский погост. Говорят, что даже могила старца исцеляет души людей, которые по сей день приходят к нему за помощью. Мы тоже поклонились и помолились у простого деревянного креста-голубца, воздвигнутого на месте упокоения старца. Каждый молился о своем, но когда мы выходили с кладбища у всех нас были такие просветленные лица.
Дальше был остров Белов или Великий с прекрасной северной природой и храмом в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла, поднятый из небытия с помощью и по благословению старца Николая Гурьянова, который часто приплывал сюда с иконой и молился о возрождении церкви. На острове сейчас проживает 18 человек, но храм продолжает строиться: доделывают северный придел, а в южном приделе уже идут службы. Только об одном печалится настоятель, отец Михаил – очень уж мало прихожан. В лихие 90-е опустел остров, а ведь в прежние времена здесь жили более 600 человек. Теперь на Великом тишина… Рядом с храмом небольшое кладбище. Прямо над обрывом. А там блестит не солнце, а катит свои волны озеро Псковское. И шумит, шумит… И вечный покой… И вечная память… И вечная Вера…».
Все участники поездки единодушно благодарят паломнический сектор отдела по благотворительности и социальному служению Тульской и Ефремовской епархии за просветительскую работу, которая ведется среди туляков для приобщения их к великой истории Русской Православной Церкви.
|