| RSS|Главная
Меню сайта
Рекомендуем
Официальный сайт Московского Патриархата
Православие.RU
Богослов.RU
Православный телеканал «Союз»


Сайт Тульской епархии
Синодальный отдел благотворительности
Милосердие.ru
Сайт для людей, готовых помочь
Милодар
Главная » 2012 » Октябрь » 29 » Учителя, преподающие Основы Православной культуры в г. Щекино, вместе со своими Тульскими коллегами посетили три храма Тульского благочиния
18:09
Учителя, преподающие Основы Православной культуры в г. Щекино, вместе со своими Тульскими коллегами посетили три храма Тульского благочиния
     26 октября 2012 года 16 учителей – преподавателей курса ОПК (Основ Православной культуры) и модуля ОПК (по выбору родителей их дети изучают предмет более углубленно) совершили паломническо-экскурсионный осмотр трех Тульских храмов: Всехсвятского и Успенского кафедральных соборов, а также храма святого благоверного великого князя Александра Невского.
    Поездка учителей из Белевской епархии (большинство педагогов проживают и работают в г. Щекино) в Тулу была организована по инициативе Милы Николаевны Красинской, методиста МКУ «Информационно-методический Центр» Щекинского района. Экскурсию по кафедральным соборам провела пресс-секретарь Отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии, О.П. Кулешова.
     Общаться с единомышленниками было легко и очень интересно. Мила Николаевна рассказала о том, что на протяжении последних 12 лет «команда» православных учителей регулярно посещает Святые места России. Так, весной этого года, во время Великого Поста, была совершена паломническая поездка в Троице-Сергиеву Лавру; поклонились учителя и мощам святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого. На предстоящие ноябрьские выходные дни запланирована поездка в Калужскую область: в Оптину пустынь и в монастырь Шамордино - Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь.
    Желание – осмотреть Тульские соборы, появилось вполне осознанно. Ведь, нередко мы обращаемся к «дальним горизонтам», забывая о том, что и в родных краях так много замечательных мест. Начался паломнический маршрут в 13.30. на паперти Всехсвятского кафедрального собора. Во время осмотра верхнего и нижнего храмов этого уникального памятника архитектуры Республиканского значения, завязался неторопливый дружеский разговор. Учителя делились впечатлениями, рассказывали о своей деятельности в качестве преподавателей ОПК.
    Как известно, культура, нравственность, традиции нашей Родины глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать «дух» народа, человек должен хорошо понимать основы Православия. Атеистическая политика государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из классических произведений, из нашей истории, а если такие элементы и встречались, то им давалось примитивно-материалистическое толкование, что не давало возможности увидеть подлинной глубины народной души, истоки нравственных устоев.
   Примеров того, что без знания основ Православия невозможно понять нашу культуру, можно приводить множество. Одно из величайших произведений мировой культуры - это икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Понять глубинную суть этой иконы невозможно, не зная догмата о Существе Божием, сути пришествия Спасителя на землю, сути Спасения. В области литературы вспоминается православный по духу писатель Ф.М. Достоевский и одно из самых известных произведений "Преступление и наказание", в котором он проводит параллель между судьбой главного героя и евангельским повествованием о воскрешении Лазаря. Эта параллель неоднократно прослеживается в романе. Следователь спрашивает Раскольникова, верит ли он в воскрешение Лазаря. Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, отрывок из Евангелия - опять о воскрешении Лазаря. Обращается к Раскольникову один из персонажей романа Разумихин: "Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся, четвертый день едва ешь и пьешь". (Лазарь был мертв в течение четырех дней). И невозможно понять эту параллель без понимания сути греха, который приводит к духовной смерти человека. Поэтому Раскольников, совершив тяжкий грех убийства, духовно убивает сам себя, об этом он сам и говорит: "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!" Об этом говорит и Соня, узнав о преступлении Раскольникова: "Что вы, что вы это над собой сделали!" Формально он ничего с собой не сделал, но Соня понимает, что тяжкий грех есть духовное самоубийство. Таким образом, пренебрежение православной духовной основой произведения ведет к его полному непониманию.
   В стихотворении А.С.Пушкина "Отцы пустынники…" отразился духовный опыт переживания поэтом Великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая обрела особое значение для его духовной жизни:
"Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…"
   Много ли найдется в наше время людей, которые могли бы объяснить глубинную суть христианского духовного делания, которое вдохновляло подвижников на подвиги пустынножительства? Тем более немногие смогут объяснить где, какую молитву читает священник во время Великого Поста.
   Известные русские композиторы - Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков и другие, писали музыку, понять глубинную суть которой невозможно без знания Православного богослужения.
   Русские пословицы, поговорки, традиции, нередко связаны с Православием. Например, принято мужчинам в помещении снимать головной убор. А задумывается ли кто, почему? Наиболее вероятным представляется следующее объяснение этой традиции. На Руси в каждом доме имелись иконы. Заходя в дом, каждый человек должен был в первую очередь помолиться, обратив свой взор на икону. При этом, согласно наставлениям апостола Павла, мужчины должны молиться с непокрытой головой. Поэтому если мужчина не снимал головной убор в помещении, это считалось показателем его безбожия, либо пренебрежения к святым, изображенным на иконах.
   Таким образом, перед учителями, преподающими детям ОПК, стоит очень важная задача - познакомить детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, попытаться раскрыть содержание и смысл Православного искусства.
   В настоящее время воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде  происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, место которых занимает культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами.
   СМИ самым активным образом насаждает  мировоззрение, приводящее к самым пагубным последствиям. Телевидение, Интернет сегодня имеют колоссальное влияние на души людей. Примечательны в этой связи результаты тестирования детей, проведенного с помощью рисунков, в которых они, получив задание нарисовать свою семью, иногда рисуют родственников и... телевизор (!).
    На Западе при тестировании детей на вопрос: "Что бы вы выбрали, родителей или телевизор?" - голоса разделились примерно пополам.
    Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности жизни. Предмет ОПК призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных критериев Православия.
   Осознавая огромную ответственность, возложенную на них, учителя направились в храм святого благоверного князя Александра Невского, объяснив свой выбор тем, что наслышаны о том, какая интересная  работа с детьми проводится социальными работниками и добровольными помощниками на базе этого прихода.
   Незаметно бежало время. В Успенский кафедральный собор учителя-паломники прибыли вскоре после начала вечернего богослужения. Поклонившись мощам святого блаженного Иоанна Тульского, испросив Божьего благословения на благие дела, все поднялись на второй этаж, где продолжилась беседа, начавшаяся во Всехсвятском соборе. Учителя искренне восхищались красотой  росписей  верхнего храма, открытого в мае этого года по окончании  реставрационных работ, интересовались историей создания собора, задавали вопросы этическо-философского характера.
    На фоне уже темнеющего сумеречного неба удивительно строго возвышались старинные соборные стены, свидетельствующие своей монолитностью о значимости и незыблемости непреходящих, вечных  ценностей. Групповое фото перед храмом будет еще долго напоминать учителям об этом, на первый взгляд, абсолютно обычном, но на самом деле очень важном дне их жизни.

P.S. При написании статьи была использована информация Интернет-порталов, посвященных изучению ОПК в средней школе, в частности сайта  http://www.synergia.itn.ru
 

Просмотров: 1639 | Добавил: moderr
Календарь
Архив записей
Статистика

Copyright MyCorp © 2024