| RSS|Главная
Меню сайта
Рекомендуем
Официальный сайт Московского Патриархата
Православие.RU
Богослов.RU
Православный телеканал «Союз»


Сайт Тульской епархии
Синодальный отдел благотворительности
Милосердие.ru
Сайт для людей, готовых помочь
Милодар
Главная » 2012 » Август » 2 » В благотворительном Отделе Тульской епархии в день празднования иконы Казанской Божией Матери прошли "Русские посиделки"
00:43
В благотворительном Отделе Тульской епархии в день празднования иконы Казанской Божией Матери прошли "Русские посиделки"
   В былые времена в семьях часто устраивались  так называемые «Русские посиделки» - хороший, но, к сожалению, подзабытый в наши дни обычай.  21 июля 2012 года, в день празднования иконы Казанской Божией Матери, в Отделе по благотворительности и социальному служению Тульской епархии по окончании Божественной Литургии состоялась встреча сотрудников Отдела с девочками – воспитанницами двух детских социальных учреждений города Тулы: МУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (ул. Седова №31Г) и ГУС Социальный Реабилитационный центр для  несовершеннолетних детей  №1  (ул. Зорге №36).
   Праздник по традиции начался в храме. Нарядно одетые девочки (всего около 20 человек), пришедшие в этот солнечный субботний день на службу вместе со своими воспитателями, причащались Святых Христовых Таин, благоговейно вслушивались в текст Праздничного величания Божией Матери и в рассказ об истории обретения чудотворной иконы во граде Казани. Подойдя ко Кресту и получив по просфоре, девочки, словно шумная стайка веселых воробышков, и одновременно, благодаря своими ярким платочкам, походившие на лужайку полевых цветов, «выпорхнули» из Всехсвятского кафедрального собора и направились в Благотворительный Отдел, где за накрытым для чаепития столом их уже ожидали приветливые сотрудники: «Давно мы вас  поджидали, без вас речей не начинали. Подарки есть на всякий вкус: кому - сказка, кому - быль, кому - песенка вприкус. И хлеб-соль, как в старину. За хлебом да солью всякая шутка хороша. Нам начинать досталась роль, не путайте с нагрузками, мы принесли вам хлеб и соль на посиделки русские!»
    За чашкой горячего чая началась неторопливая беседа об истории посиделок. Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав, песен». Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения и самовыражения.
   Рефреном звучала мысль о том, что, только «лелея» прошлое, можно создавать будущее: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим,   и  в старом красоту находим,  хоть новому принадлежим». Погружению в атмосферу жизни наших предков содействовали разнообразные памятные предметы старины, расставленные по Отделу: керосиновая лампа, деревянная и глиняная утварь, вышитая икона Божией Матери, промысловое изделие нашей губернии – Филимоновская игрушка и т.п.
    «На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких, собирались посиделки пожилых и молодых. Добрым чаем угощались с медом, явно без конфет. Как и нынче мы, общались, - без общения жизни нет». Затем девочки начали знакомиться друг с другом. Звучали полные, прекрасные  женские имена. Из Насти, Наташи, Светы, Ани  и т.д. современные девочки превращались в «красных девиц» - Анастасию, Наталью, Светлану, Анну… Каждая девица должна была ответить на несколько вопросов относительно интересов, увлечений, планов на будущую профессию. Отрадно было узнать о том, что уже очень скоро в нашей стране появятся новые талантливые врачи, воспитатели, художники и даже … юная, отважная дрессировщица!
   Основными воспитательными задачами мероприятия стали: знакомство воспитанниц с историей  посиделок, обращение к произведениям устного народного творчества, а также попытка – научить подростков чтить и уважать национальные традиции русского народа. Параллельно происходило формирование досуговой культуры общения, укрепление коллективистских связей, дружеских привязанностей.
   Меж тем в «горнице» послышалась задорная мелодия: в исполнении фольклорного коллектива «Зоренька» зазвучала песня «Как у наших у ворот».  (Послушать песню можно, перейдя по ссылке:) 
    «А ну-ка, красны девицы, выходите поиграть, позабавиться!» Сначала робко, несмело, на призыв откликнулось несколько девочек. А мелодия звучала и звучала, и ноги сами собой просились в пляс. И вот уже, словно извилистый ручей, из помещения в помещение Благотворительного Отдела начал перемещаться веселый девичий хоровод. Песня настолько понравилась гостям, что «ставить фонограмму» пришлось несколько раз!
   Быстро и незаметно во время хоровода сотрудники убрали со стола, освободив его для проведения основной, творческой части посиделок. К вящему удовольствию детворы, выяснилось, что на посиделки прибыл настоящий коробейник: «Коробейника встречайте! Русских песен я герой. Привезу товар заморский в дом, где пир идет горой! Короб мой сегодня полон, чтоб товар я мог раздать, нужно все мои загадки очень быстро разгадать!» «Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки,  кто смышленый погляжу».
  В атмосфере "здорового азарта" определились первые победители конкурса загадок, посвященных быту русского народа. Например, 1. Кольцо не простое, кольцо золотое. Блестящее, хрустящее, всем на загляденье - ну, и объедение!  (Баранки, бублики) 2. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник) 3. Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал - там и пропал. (Сахар) 4. Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают?   (Блины) 5. Свинка - золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит. (Иголка с ниткой) 6. Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок) 7.  У дядюшки, у Никона, вся лысина истыкана. (Напёрсток) и т.д.
   На плече у коробейника был короб (корзина),  в котором находились  различные полезные предметы: ножницы, иголки с разноцветными нитками, забавные игольницы  причудливых форм, наперсток, клубок пряжи, разноцветный бисер и пайе́тки  (от фр. Paillette - «золотая песчинка, золотинка») - блестка, плоская чешуйка из блестящего материала, обычно круглые или многогранные, с отверстием для продевания нитки); пуговицы всех сортов и размеров, а также раскроенные заранее по количеству гостей полоски яркой ткани. Начался мастер-класс по изготовлению своими руками столь популярного на сегодняшний момент среди молодежи аксессуара - кошелька/сумочки для мобильного телефона, провела который добровольный помощник Отдела, специалист по прикладному творчеству,  организатор детского досуга, технолог социально-культурной деятельности Иванова Елена Вадимовна, приехавшая в Тулу в гости к родным из далекого Казахстана. 
   Одновременно, соблюдая  очередность,  красные девицы удобно устраивались на стульях в другой комнате Отдела, превращенной на это время в парикмахерский салон. Для каждой девочки в зависимости от длины волос, в соответствии с тоном одежды и общей индивидуальностью внешности, сотрудниками Отдела подбирались прическа и оригинальные резинки для волос ручной работы в форме цветов дивной, небывалой красоты, изготовленные Еленой Вадимовной. Плетение всегда придает волосам особое очарование. Но простая коса выглядит достаточно скучно  - вот и заплетались на девичьих головках косы мыслимых и немыслимых узоров. Порадоваться этому смогли  не только обладательницы роскошных шевелюр, но и те, кто носит волосы до плеч или стрижку «каре», ведь существует большое количество вариантов плетения кос, а также украшение волос заколками-«крабиками».
   Как известно, традиционное и самое любимое занятие на русских посиделках – это исполнение народных песен. «В русской песне - народная жизнь, песня звонкая сердцем поется. Пусть веселый иль грустный мотив, благодарно в душе отзовется!» Особенно всем «легла на душу» необычная интерпретация русской народной песни «Вьюн над водой» в исполнении  двух хоров Свято-Елисаветинского монастыря - мирян и монашествующих сестер, поющих  вместе. (Послушать песню можно, перейдя по ссылке:)
  Девочки, вместе с воспитателями, получив листочки с текстом песни, занимаясь рукоделием, могли тихонько подпевать, радуясь плодам своего труда. А достигнутые результаты были воистину удивительные: воспитанницы, проявив терпение и  фантазию, предъявили наставнице - руководителю мастер-класса свою работу, заслуживающую наивысших похвал. 
  Посиделки удались на славу! Прощаться друг с другом в тот день никому не хотелось, поэтому было принято решение – почаевничать еще немного, отведав  еще раз сладости и свежие фрукты и послушать (как это тоже было принято ранее на подобных встречах) душеполезное чтение вслух. Вниманию гостей была предложена глава из известного романа Ивана Шмелева «Лето Господне», посвященная говению - Таинствам Исповеди и Причастия. Во время чтения девочки без труда отвечали на самые трудные вопросы, связанные с церковной лексикой. Звучали слова «аналой», «епитрахиль», «епитимья», а воспитанницы объясняли их значение.
   Также состоялась беседа о внешности и душевных качествах «благословеннейшей в женах» Девы Марии, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святитель Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный - телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
   По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».
  Святой Дионисий Ареопагит, через три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: «Когда я введен был пред лице Богообразной, светлейшей Девы - меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух -  не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия».
   Думается, что поставленные в процессе подготовки встречи задачи: развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся, знакомство детей с лучшими обычаями на Руси, формирование умения работать в коллективе, воспитание любви к Родине и народной культуре, были достигнуты.
  На прощание каждая воспитанница, как будущая мама,  получила в подарок куклу – символ женского предназначения, уготованного всем женам самим Господом нашим Иисусом Христом. Тихой радостью сияли в день празднования иконы Казанской Божией Матери лица девочек, запечатлевших в своих сердцах прекрасные воспоминания.  фото


 В статье были использована информация с сайта: http://vvedenie.paskha.ru







Просмотров: 1628 | Добавил: moderr
Календарь
Архив записей
Статистика

Copyright MyCorp © 2024